Rodion Nahapetov

Творческий портрет режиссера и актера Родиона Нахапетова

Родион НахапетовГоворить о Родионе Нахапетове легко и приятно. Его знают и любят все. Он народный артист РСФСР, его актерские и режиссерские успехи очевидны и отмечены многочисленными премиями отечественных и зарубежных кинофестивалей. Цельные люди — всегда привлекательны. И Нахапетов несомненно принадлежит к числу тех, кто однажды и безошибочно выбирает свой путь в жизни, свое дело и без остатка ему отдается, не размениваясь, не распыляясь, пробуя себя то в одном, то в другом.

Актер, и никто другой — решил он еще в школьном драмкружке. Решил и по окончании школы поехал из Днепропетровска в Москву поступать во ВГИК, поступил, и уже студентом начал сниматься в кино. Его настоящим дебютом стала роль инженера Гены в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень», роль не главная, но зрителем и критикой замеченная. А следом, откровенно говоря, работа просто ошеломительная: свежеиспеченный выпускник ВГИКа, безвестный еще актер, девятнадцатилетний юноша появился в кинодилогии Марка Донского «Сердце матери» и «Верность материв в роли В. И. Ульянова-Ленина.

Поражаешься творческой смелости режиссера, остановившего свой выбор на Нахапетове. Поражаешься смелости, уверенности в своих силах и молодого актера: ведь ему предстояло сыграть В. И. Ленина на протяжении почти всей его жизни — от шестнадцатилетнего юноши до прошедшего долгий и суровый путь борьбы вождя грядущей пролетарской революции. Но Нахапетов не спасовал, не засомневался, а долго и кропотливо готовился к роли, изучая ленинские работы тех лет. Позднее в многочисленных интервью Нахапетов неоднократно говорил, что эта работа обогатила и укрепила его как актера, а главное — как человека. Собственно, с этих фильмов и начался актер Родион Нахапетов.

Сегодня много говорят о молодых. Кто из них не беспричинно и по праву, а кто, как всегда, примкнув к общему хору, жалуется — «нас затирают!». Молодые кинематографисты, молодые поэты, молодые художники единогласны: не пробиться к читателям и зрителям сквозь робкую и косную редактуру, сквозь плотные ряды «заслуженных мастеров». Времена меняются, и, сейчас уже, кажется, не на словах, а на деле, их стараются понять, поддержать, помочь. Тут я думаю о молодом Нахапетове. Разве в шестидесятых, когда начинал он, было проще? Бывают ли вообще простые времена? Возможно, все дело не в эпохах и не в возрасте художника, а в таланте и, самое главное, зрелости. Талантов достаточно, зрелых мало!

Появившийся на свет в партизанском отряде, мальчик, не знавший отца и рано потерявший мать, какое-то время детдомовец, Родион Нахапетов рано узнал и понял, что почем. «Все мы родом из детства», — сказал когда-то Геннадий Шпаликов. Может быть, именно оттуда, из несладкого послевоенного детства и берут начало целеустремленность Нахапетова, его серьезное отношение к жизни, надежность, твердость, нравственность лучших его героев. Родион Нахапетов признавался: «Выбираю персонажей близких себе, похожих на себя, сыграть злодея не смогу». Однако профессия актера такова, что чаще все-таки выбирает не он, а — его. Выбирали, конечно, и Нахапетова. Но как? Не по фотографии, как зачастую бывает в кино, не по типажу или профессиональным способностям, а по личностным качествам. Редкий случай: в режиссерском, да и в зрительском восприятии актер и его герои слились в один, подкупающий своей положительностью образ.

«Нежность и «Влюбленные» — фильмы, которые, посмотрев однажды, запомнишь надолго. Они удивительно точно и ярко передали дух и атмосферу шестидесятых годов, чувства и мысли молодого поколения того времени и при этом остались и существуют как бы вне времени. Остались навсегда. Молодых соавторов этих картин — режиссера фильмов Эльера Ишмухамедова, сценариста Одельшу Агишева и исполнителя главных ролей Родиона Нахапетова связывало не только совместное творчество, но и дружба, возникшая еще во ВГИКе. Собственно, «на Нахапетова», Агишев и писал свои первые сценарии. Молодого рабочего спасательной бригады, героя «Влюбленных», даже звали настоящим именем актера — Родин. Зритель, особенно молодой, увидел в Родине героя своего времени, в котором стремление к справедливости, искренность и эмоциональность были определяющими качествами.

Затем роль следует за ролью... Нахапетов постоянно в работе, его актерский успех несомненен, но он не удовлетворен. Иначе как объяснить его вторичное поступление во ВГИК? В 1972 году он экстерном заканчивает теперь уже режиссерский факультет.

На вопрос «Почему актеры уходят в режиссуру?» Марчелло Мастроянни ответил, что это происходит потому, что актер утрачивает с годами инфантильность, необходимую ему способность играть и смотреть на мир с непосредственностью ребенка. Родион Нахапетов, как мы понимаем, инфантильностью никогда не отличался, поэтому и объяснение у него иное: «Мой приход в режиссуру был вызван потребностью собрать в один фокус сыгранные и еще не сыгранные роли, постараться воссоздать некую общую картину мира, которая при профессии актера распадается на множество осколков». Нахапетов и здесь стремится к цельности, к максимальной самоотдаче, ему тесно в обличье актера, он хочет говорить не чужими, а своими словами и о своем. Говорить прежде всего о ЛЮБВИ.

Известный перуанский писатель Варгас Льоса сказал как-то, что писатели делятся на «горизонтальных» и «вертикальных». Первые рисуют жизнь широко и разнообразно, вторые — пожизненно прикованы к одной теме, копают, как землекопы, разрабатывая ее вглубь, все ближе и ближе подбираясь к искомой истине. Можно сказать, что Нахапетов художник «вертикальный». При всем стилевом и жанровом различии его режиссерских работ — «С тобой и без тебя» (камерная история любви на фоне коллективизации), «На край света» (о проблемах молодых), телефильм «Не стреляйте в белых лебедей» (по повести Б. Васильева), «О тебе» (музыкальная притча о судьбе таланта), «Идущий следом» (фильм о преемственности поколений, посвященный режиссером своей матери), мелодрама «Зонтик для новобрачных» — при всем внешнем различии нельзя не заметить, что картины эти объединяет одна, так или иначе выраженная, сквозная тема — все они о любви. О любви мужчины и женщины, о юношеской любви, о любви к природе и к человеческому дарованию и, наконец, о признательности — к людям, которые вырастили тебя и помогли стать человеком. «Преображение людей под воздействием этого чувства, — говорит Родион Нахапетов, — самое интересное и привлекательное для меня как для актера и режиссера».

Он не делает развлекательных фильмов принципиально, считая, что кино должно волновать зрителя, заставлять думать его о жизни, о людях, о себе.

Объект художественных исследований Нахапетова, как и его актерское амплуа — человек нравственный, способный к самопожертвованию, человек не изменяющий себе ни при каких обстоятельствах. Будь то Егор Полушкин — герой одной из лучших лент режиссера по повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»; военный летчик, лейтенант Белобров из «Торпедоносцев» или Мурад из фильма «Перед закрытой дверью». Все это — люди с виду неприметные, которых зачастую называют «простыми», но удивительно самобытные, чистые душой и полные благородства. Они пытаются разобраться в себе и окружающей жизни, смысл которой видят «в движении не по пути карьеры, а по нравственному пути» — именно так думает и сам режиссер и актер Родион Нахапетов.

Всеволод Кодолов